Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках
  • "Профессии: из первых уст" - сборник статей и интервью в помощь абитуриенту
  • "Королевство Диабетия" - книга из серии "Сказки для семейного чтения"

  • Библиотеки-партнеры

    Авторское модульное оригами. Бесплатные мастер-классы

    Главная » 2015 » Февраль » 6 » История появления и изготовления бумаги. Бумага для оригами
    14:08
    История появления и изготовления бумаги. Бумага для оригами

    История появления и изготовления бумаги
    Слово "бумага", как считается, произошло от итальянского слова "bambagia", что в переводе означает "хлопок". Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса и пергамента.
    Пергамент изготавливали монахи. Пергамент обычно делали из шкур барана, козлов, телят, волов. Сначала шкуру барана помещали в чан с известью на несколько дней - на 2-3 дня на Востоке, до 10 дней на Западе (при повышении температуры раствора процесс идет быстрее). Затем шкуру доставали и очищали от волос и мяса, потом снова погружали в новый чан с известью на короткое время, после чего натягивали на раму. Для очистных работ применяли самые различные ножи - скребки. Самые разные по форме, по углу заточки ножи - скребки помогали начисто обработать поверхность шкуры. После чего пемзой заканчивали механическую обработку, доводя поверхность шкуры до гладкого состояния. Затем в кожу с двух сторон втирали мел или свинцовые белила. Они поглощали жир и отбеливали кожу. Остатки отбеливателя снимались, кожа протиралась и получалась гладкой с обеих сторон. Процесс изготовления пергамента был очень трудоемкий.
    Папирус (рapyros) - это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке вдоль берегов рек и озер.
    Именно его и облюбовали древние египтяне для производства писчего материала. Сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие полоски и складывали в два слоя: один слой вдоль, второй поперек. Затем их сильно сдавливали, слои между собой склеивались и получались тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали раковинами и склеивали в свитки шириной 20-30 см и длиной до 10, а иногда и больше, метров.
    Сложное производство, ничего не скажешь. Зато папирусы, а писчий материал так и называют по имени растения, сохранились через тысячелетия. Самые древние из известных папирусов-рукописей датируются III тысячелетием до нашей эры. Например, в Британском музее в Лондоне хранится папирус Ахмеса, названный так по имени его составителя. Он представляет собой учебное руководство по арифметике и геометрии.
    Но к XII веку производство папируса как писчего материала полностью прекратилось, а его место прочно заняла бумага.
    И вот появилась бумага - простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Бумага стала средством самовыражения - на белом листе человек мог описать свою радость или скорбь, изложить просьбу, подсчитать прибыль или убыток. Таким образом, бумага приобрела и значение письма, делового документа.
    До сих пор точно неизвестно, когда была изобретена бумага. Несомненно, что начало следует искать в Китае. В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баоцяо. В 1957 г. в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во 2 веке до н.э. Это открытие пролило свет на историю возникновения бумаги. Считалось, что бумага появилась в Китае в 105 г. нового летосчисления.
    До раскопок в Баоцяо изобретение бумаги приписывалось китайцу Цай Луню, жившего в эпоху царствования императора Хо. Цай Лунь предложил изготовлять бумагу с помощью каменной ступы, деревянного песта и сита, используя некоторые волокнистые растения. На практике этот способ мог выглядеть так. С распространенного в Китае дерева щелковицы срезали сучья, потом сдирали с них кору. Верхний темный слой коры счищали ножами, а внутреннюю, волокнистую часть - луб - размачивали в дождевой воде. Тщательно промыв и отсортировав куски луба, его рубили на мелкие части и толкли тяжелым пестом в ступе до превращения в кашицеобразную волокнистую массу. Эту кашицу собирали в деревянную бочку и разбавляли водой.
    Мастер вооружался формой - ситом, сплетенным из шелковых нитей и натянутым на прямоугольную раму из бамбуковых прутьев. Этим ситом он вычерпал массу из бочки. Когда он поднимал сито, то легким толчком сливал лишнюю кашицу, затем осторожно встряхивал сито, давая возможность воде стекать через мелкие ячейки. В сите оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Ее опрокидывали на гладкую доску. Доски с отливками укладывали в стопку одна на другую, связывали, а сверху клали груз. Под его тяжестью из отливок удалялись остатки воды. Окрепшие под прессом бумажные листы при помощи длинных медных игл снимали с досок и сушили на солнце или в теплом помещении. Бумажный лист, изготовленный по такой технологии, не походил на рыхлую лепешку. Это был материал более легкий, ровный, прочный и удобный для письма и менее желтый.
    В новейших исследованиях Цай Луню отводится роль рационализатора, сумевшего обогатить опыт многих безвестных мастеров и применить бумажном производстве, как новые растительные материалы, так и новую технику их обработки.
    Как долго применялся предложенный Цай Лунем способ, трудно сказать. Известно, что китайские ремесленники неохотно вносили новшества в технику бумажного производства. Однако со временем кустарный способ изготовления бумаги был усовершенствован. Это происходило под влиянием всевозрастающего значения бумаги, роста спроса на нее. Увеличить выработку бумаги можно было только путем внедрения новейших орудий труда и технологических процессов, в особенности способов приготовления бумажной массы.
    На старинных китайских гравюрах, запечатлевших процессы древнего производства бумаги, можно видеть печи с вмурованными котлами, в которых волокнистые материалы варили с добавками золы или гашеной извести. В бумажных мастерских каменную ступу заменила толчея. В ней волокнистое сырье измельчалось пестом, прикрепленным к рычагу. Рычаг приводился в движение ногой. Появился пресс для отжима воды из стопок бумаги. В бумажную массу стали вводить добавки в виде животного клея, который улучшал связь волокон в листе. Развитие бумажного производства поднималось с одной ступени на другую.
    На рубеже 2 и 3 веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редким материалом. В 3 веке она полностью вытеснила из употребления деревянные дощечки, используемые для письма. Бумагу изготавливали определенного формата, цвета, веса, пропитывали специальными веществами, которые отпугивали вредных насекомых. Китайская бумага хранилась очень долго. С незапамятных времен в Китае существовал способ размножения текстов с помощью печаток. Первоначально оттиски делали на глиняных и бамбуковых дощечках, позже для этих целей стали использовать бумагу. Бумага позволяла расширить копирование рукописей священных книг. Из бумаги делали всевозможные украшения, зонты, веера, в нее заворачивали продукты, она вставлялась в окна.
    В начале 9 века в Китае появились "летающие монеты" - бумажные деньги. Денежные знаки разного достоинства изготавливались на бумаге великолепной тонкой работы. На каждой ассигнации ставили свои имена и печати специально уполномоченные чиновники. Но законную силу ассигнация получала только после того, когда на ней появлялась большая красная печать хана. Уже в то время у китайцев существовал обычай: на бумаге воспроизводили символическое изображение денежных знаков, затем их сжигали в качестве приношений духам умерших предков.
    В течение многих веков китайцы единолично владели секретами изготовления бумаги, оберегая тайны ремесла.
    Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты.
    Путь распространения бумаги по странам и континентам
    Историки называют разные даты появления бумаги в тех или иных местах. Если мысленно проследовать маршруты проникновения бумаги из Китая на Восток и Запад, то окажется, что во 2 веке новой эры она достигла Кореи. В Китайских хрониках упоминается, что ко двору китайских императоров в 3 веке присылали в качестве дани бумагу из Индокитая, изготовленную из местных материалов. На этом основании исследователи делают вывод, что Индокитае искусство выработки бумаги зародилось очень рано.
    В 3 веке бумага через Корею двинулась к берегам Японии. Но развитие бумажного производства в Стране восходящего солнца началась в 610 г. Его связывают с именем одного корейского буддийского монаха, который научился бумажному делу в Китае и предложил свои услуги двору японского императора. На первых порах японцам, как свидетельствуют историки, не удавалось получать качественную бумагу. Но вскоре они нашли подходящее сырье. Это были местные кустарниковые растения породы шелковичных. В производстве бумаги японцы шли своим путем и со временем превзошли китайских мастеров. Японская бумага, изготовленная тысячу лет назад, сейчас сохраняет свои первоначальные свойства.
    И также в 3 веке с бумагой познакомились народы Центральной Азии. В 7 веке стала известна в Индии, в 8 веке - в Западной Азии. В 10 столетии бумага дошла до Африки, в 12 - вступила в Европу, в 16 - ее уже знали в Америке. На Американском континенте бумага сперва появилась в Мексике, но позже, где-то в 17 веке возникло ручное производство бумаги на территории нынешних Соединенных Штатов Америки.
    Арабы, образовавшие в 7-8 веках на завоеванных землях Азии, Африки и частично Европы обширное государство, построили с помощью пленных китайцев первую бумажную мастерскую в Самарканде. У арабов не было таких растительных материалов для изготовления бумаги, которыми пользовались китайцы и японцы. Они стали делать бумагу из тряпья (хлопка). Ее использовали для книг.
    Новшества, внесенные арабами в бумажное производство, способствовали успешному его развитию. Так, арабы первыми подметили, что растирать бумажную массу практичнее, чем толочь ее в ступе пестом. Для растирания были приспособлены мельничные жернова. Вращая жернова, можно было сравнительно быстро приготовить достаточное количество массы для формирования бумажных листов.
    Сначала жернова вращали вручную, потом - с помощью домашнего скота, а позже заставляли работать силу воды. Новый способ размола сырья для бумаги оказался настолько прогрессивным, что его переняли во всех странах, где были бумажные мастерские (наз. бумажными мельницами).
    Арабский халифат поддерживал обширные связи с внешним миром, вел активную торговлю, развивал промышленность и ремесла, поощрял деятельность ученых. Государству были нужны образованные, знающие люди, способные помогать управлять завоеванными землями. Этого нельзя было достичь, не развивая письменность. Наместник багдадского халифа в Самарканде получил приказ доставить китайских мастеров в столицу - город Багдад. Вскоре и здесь начали изготавливать бумагу. Искусство бумажного производства освоили Дамаск, Триполи. Возникли мастерские в Йемене, Египте, Марокко.
    Первой в Европе начала делать бумагу Испания, переняв искусство изготовления бумаги у своих завоевателей - арабов. Датой появления бумаги в Испании называют 1150 г., когда в городе Касатива (Шатива) была основана бумажная мельница. Изготовлением бумаги занимались и другие города. Высоким качеством славилась Валенсия и Толедо. Сначала бумагу вырабатывали из хлопка. Потом ее стали делать из очесов, ветхого белья, спорков, старых канатов и парусов.
    Дальнейшее продвижение бумаги пошло через Италию в 1154 г. Портовый город Фабриано стал центром итальянского производства бумаги. Итальянские бумажники оказались искусными мастерами. Они значительно облегчили способы изготовления бумаги, применив для превращения волокнистого сырья в кашицеобразную массу так называемые толчеи. Толчея представляла собой простейшее устройство. Ею могло служить толстое бревно с выдолбленными в нем углублениями, каменное корыто, вместительный чан. Их заполняли предварительно измельченными и разваренным тряпьем, добавляли воду и толкли деревянным, окованными железом пестами. Песты приводились в движение деревянным валом с кулачками от колеса водяной мельницы. Такие устройства в различных вариантах бумажники многих стран применяли почти до конца 18 века.
    Древним итальянцам принадлежат и другие важные усовершенствования техники и технологии изготовления бумаги. Они, например, ввели в практику проклейку бумаги животным клеем, чем повысили ее прочность, улучшили потребительские свойства: проклеенная бумага не пропускала чернил, краски.
    После тщательной отделки на бумаге на просвет можно было различить следы нитей сита. Основываясь на этом свойстве, на европейской бумаге с конца XIII века стали делать филиграни (от итал. "filigrana" - водяной знак на бумаге), которые были следом плоской фигуры, закрепленной на сите.
    Продолжая шествовать по Европе, бумага завоевывала все новые и новые страны. В 1300 г. ее начала изготавливать Венгрия, в 1390 г. - Германия, в 1494 г. - Англия, в 1565 г. - Россия. В 1586 г. бумажное производство основано в Голландии, в 1698 г. - в Швеции. Мы видим, что бумага приходит из одной страны в другую через равные промежутки времени, примерно через 50-100 лет и значение бумаги росло.
    Последующие несколько веков привели к такому прогрессу в производстве бумаги, что открылась возможность использовать ее не только как материал для письма.
    Совершенствование производства бумаги
    Бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось. Старые бумажники говорили: "Бумага делается в ролле". На языке специалистов это означает, что высококачественную бумагу можно выработать только из хорошо размолотой волокнистой массы. Такую массу приготавливают в ролле.
    Ролл - голландское изобретение. Первоначально его и называли голлендером. Он появился около 1670 г., и долгое время за пределами Голландии о нем ничего не знали. Голландцы боялись, что секрет их машины станет известен другим, что те научатся делать такую высококачественную бумагу, какую вырабатывают они. Единолично владея роллом, голландцы могли не опасаться конкуренции на рынках сбыта бумаги. Тайна устройства ролла строжайше оберегалась.
    Ролл оказался поистине чудо-машиной. Он укорачивал тряпки, растирал и разрывал их и в то же время перемешивал с водой размельченное сырье. Все эти процессы происходили в небольшой, сделанной из прочного материала ванне, разделенной перегородками на два канала. В одном из них вращался тяжелый барабан с ножами. На дне ванны под барабаном также были укреплены ножи. В ванне создавалось непрерывное движение воды и тряпья. Попадая в зазор между ножами, тряпье раздиралось на мелкие кусочки. Цикл продолжался до тех пор, пока тряпки не превращались в тончайшие волоконца. Полученная таким способом бумажная масса отличалась от бумажной массы, приготовленной в толкушах, лучшим качеством. Один ролл приготавливал столько бумажной массы, сколько ее делали несколько толкуш.
    Как ни старались голландцы сохранить секрет своего изобретения, тайна все же стала явной. Французским предпринимателям удалось сманить из Голландии сведущего специалиста. Он построил во Франции точную копию размалывающего механизма. Вскоре роллы появились на многих французских бумажных мельницах. В конце XVII века они работали на бумажных мельницах почти во всех странах, имевших бумажное производство.
    С годами конструкция ролла совершенствовалась, В то же время на бумажных предприятиях появлялись новые размалывающие машины - быстроходные и экономичные. Бумажники охотно брали их на вооружение, но и с роллами расставаться не спешили. Так ролл дожил до наших дней.
    Для технологии бумаги были сделаны важные открытия в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги. Но проклейка ручной бумаги совершается всегда в листах животным клеем - костяным или мездряным. Клей разводится большим количеством воды, к нему прибавляется немного квасцов, чтобы он не загнивал, и в этот раствор погружают листы, отжимают из них лишний клей и высушивают.
    В начале 1800-ых годов, хлопковая ткань и волокна зерновых культур, такие как полотно, были первичным источником для волокон, из которых производили бумагу. Увеличенный спрос на книги и материала для письма означало, что поставка льняных тканей, из которых производили бумагу, не могла поспеть за увеличением спроса на бумагу. Изготовители должны были найти дополнительный ресурс или сырье, для бумажного производства, что, в конечном счете, привело к перемещению интереса в производстве бумаги от полотна к древесной мякоти.
    Следует сказать, что не человек первым начал делать из древесины - ее "изобретателями" были некоторые виды ос. Они строят свои гнезда так: рабочие осы весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна (клетчатку). В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса, состав которой тот же, что и бумаги. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Дж. Келлеру в 1845 г. Свои опыты Келлер начал в 1840 г. Как-то он заметил, что деревянная ручка топора, случайно прижатая к каменному кругу ручного точила, поддалась истиранию. Келлер стал стачивать доску. В корытце под точильным камнем остался сгусток серо-желтой массы. Келлер собрал ее в сосуд и разбавил водой. При взбалтывании часть густой жидкости пролилась на скатерть. Образовалось расплывчатое пятно. Келлер хотел удалить его, но увидел, что вода впиталась и на скатерти остался тонкий слой волокна. Подождав, пока масса немного затвердеет, Келлер аккуратно снял волокнистое образование и высушил его между прокладками.
    Получилось нечто похожее на бумажную отливку. Этот случай убедил Келлера в том, что из дерева можно делать бумагу. Он все делал сам из подручных средств - сам смастерил ванну, для древесной массы, сам приспособил к ней точильный камень, приладил устройство для прижима к камню заготовок древесины. Но Келлера ждало разочарование. Бумага из дерева оказалась грубой, жесткой, ломкой. Она не годилась ни для письма, ни для хозяйственных надобностей. Однако неудача не сломила воли изобретателя. Он продолжал опыты. Однажды он добавил к древесной массе тряпичную массу. Смешав два этих материала, он получил хорошую прочную бумагу. Изобретатель понял, что короткие, хрупкие и жесткие волокна древесной массы не могут самостоятельно образовать бумажный лист достаточной прочности. Тряпичные волокна, более длинные и эластичные, переплелись с древесными и создали надежную структуру. Документы, написанные на тряпичной бумаге, были значительно более устойчивыми. На точиле, впоследствии получившем название ручного дефибрера, Келлер изготовил за три дня работы 100 кг древесной массы, из которой при небольших добавках тряпичных волокон сделал шесть стоп бумаги.
    В 1799 году французом Луи Робером изобрел машину, которая имела на деревянной станине чан с бумажной массой, над которой на двух валиках была натянута медная сетка. На эту сетку с помощью черпального колеса, изготовленного из тонких медных полос, подавалась бумажная масса, растекающаяся равномерно по сетке; вода опять возвращалась в чан, а на сетке образовывалось влажное полотно, которое уплотнялось и далее обезвоживалось между двумя валиками, обтянутыми сукном. Влажное бумажное полотно наматывалось на приёмный валик, а затем разматывалось и сушилось на воздухе. Производительность этой машины была около 100 кг бумаги в сутки.
    Еще до того как Фридриху Келлеру пришла мысль применить ручное точило для истирания древесины, ученые изучали возможность изготовления бумажной массы из древесного сырья химическими способами. Первые такие опыты проводились в 1819 г.
    Известно, что какую бы часть растения ни рассматривай под микроскопом, везде будут видны мельчайшие, прочно соединенные между собой ячейки - клетки. Из них и состоит растительный организм. Поверхность клеток представляет собой их своеобразную одежду - клеточную оболочку, сотканную из множества тончайших волоконцев. Это и есть клетчатка - целлюлоза, высокомолекулярный углевод.
    Целлюлоза - это как бы каркас растительного организма, его опорная внутренняя конструкция, на которой крепятся вещества, составляющие твердую часть растения, такие, как лигнин, гемицеллюлозы, жиры, смолы, воск, белки и др. Естественно, такой конструкционный материал должен обладать высокой прочностью.
    У целлюлозы завидная прочность. Волокна льна, например, больше чем вдвое превосходят прочность железа. Целлюлоза обладает и другими очень важными качествами. Ее волокна мягки и гибки, что придает бумаге эластичность и другие незаменимые свойства.
    На протяжении многих лет считалось, что получать целлюлозу из древесины лучше всего сульфитным способом, т.е. в растворе слабой сернистой кислоты, основанием которой могут быть соли кальция, магния или аммония. При таком способе не нужно превращать отработанные продукты производства в исходные продукты процесса, можно обходиться дешевыми химикатами и при всем этом вырабатывать целлюлозу не темного, а светлого цвета без улучшенной отбелки. Но сначала документы, написанные на тряпичной бумаге, были значительно более устойчивыми. Использование некислых добавок, чтобы сделать бумагу стали более распространенным, и стабильность этих бумаг была гораздо выше.
    Химия не только позволила выделить из древесины ее наиболее ценное вещество - целлюлозу, но и помогла обработать и облагородить этот полуфабрикат, открыла дорогу для самого широкого его использования. С помощью таких химических реагентов, как двуокись хлора, перекись водорода, соединений, полученных в результате комбинирования кислорода и щелочи, целлюлозе придают ту или иную степень белизны, прочности, изготавливают из нее разные виды и сорта бумаги. Благодаря химии целлюлоза стала универсальным исходным материалом для множества непохожих одна на другую вещей - искусственных тканей, мехов, кож, пластмасс, пленок. Из целлюлозы изготавливают продукцию 60 тыс. наименований. Ее используют все отрасли народного хозяйства.
    Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена русскими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 году пущена в работу на Петергофской бумажной фабрике.
    Лучшая древесная масса получается из свежесрубленных хвойных деревьев, преимущественно из ели, пихты, сосны, и из лиственных (осины).

    Источник http://biofile.ru/his/25246.html

    Бумага для оригами
    Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.
    Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.
    Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продается сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает ее подходящей для широкого класса фигурок.
    Фольгированная бумага, или как ее часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги, склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.
    В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (от японского). Васи жестче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

    Источник Википедия

    Читайте также:
    Модульное оригами. История, правила
    Авторская система оценки сложности модульного оригами
    Сколько нужно модулей? Советы

    Просмотров: 779 | Добавил: АнгелинаКрихели | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите