Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках

  • Библиотеки-партнеры

    История театра

    На сайте появился новый раздел - История Николаевского академического художественного русского драматического театра:
    личности, создававшие театральное искусство Николаевщины, исторические фотографии, интересные факты и многое другое

    Следите за обновлениями! Приятного просмотра!

    В 2015 году Николаевскому Академическому Художественному русскому драматическому театру, старейшему творческому коллективу Николаева, любимцу публики, исполнилось 80 лет. Об основных событиях в жизни этого театра, о людях, служивших ему верой и правдой, узнаете из рубрики «История Художественного театра Николаева».

    История театра, 1-5 главы для скачивания
    Глава 1-я. «Рождение»
    Глава 2-я. «Александра Чудинова. Первая прима нового театра»
    Глава 3-я. «Эммануил Далматов. Хранитель истории»
    Глава 4-я. «Даниил Славин. Человек неиссякающей энергии»
    Глава 5-я. «Два николаевских периода режиссера Венгре»

    История театра, 6-8 главы для скачивания
    Глава 6-я. «Юрий Соколов. Влюбленный в искусство»
    Глава 7-я. «Второе рождение. Город Алапаевск»
    Глава 8-я. «Леонид Луккер. Герой своего времени»

    История театра, 9-11 главы для скачивания
    Глава 9-я. «Надежда Огонь-Догановская. Актриса-легенда»
    Глава 10-я. «Василий Высоков. Беспокойный человек»
    Глава 11-я. «Анна Юрова. Она запомнится нам такой…»

    Глава 12-я. «Мария Любимова. Загадка истории»

    «24 декабря общественность города Николаева отметила двадцатилетие Николаевского областного русcкого драматического театра им.В.П.Чкалова. Зрительный зал заполнили представители партийных, советских и общественных организаций, работники культуры и искусства, передовики предприятий города, гости из колхозов, совхозов, МТС области… Секретарь Николаевского обкома партии Пинчук А.С. поздравил юбиляров от имени областного комитета КП Украины и исполкома областного Совета депутатов трудящихся и вручил памятный адрес. С большим удовлетворением встретили присутствующие зачитанные тов. Пинчуком Указы Президиума Верховного Совета УССР о присвоении почетного звания Заслуженного артиста Украинской ССР артистам театра тт.П.И.Иванову, М.И.Любимовой-Кузьминой…» («Бугская заря», Николаев, 26.11.1954, «Вечер, посвященный 20-летию Николаевского областного русcкого драматического театра им.В.П.Чкалова).
    Мария Любимова… Одна из тех загадочных фигур в истории Николаевского русского театра, о которых немногое известно нашим современникам. Мария Ивановна успешно работала актрисой в передвижном театре «Шахтерка Донбасса». Коллектив пользовался большой популярностью и в 1934-м году был стационирован в Николаеве. Началась новая веха в культурной жизни нашего города и в жизни тех артистов, кто с первых дней основания нового театра принялся за непростой и неблагодарный труд – создавать ему славу творчески сильного, крепкого и талантливого коллектива, способного соперничать с лучшими театрами Украины. Им это удалось. Сегодня мы говорим об этих людях с большим уважением и благодарностью.
    Воспоминания Ю.Соколова в двухтомнике «Недописанная книга» проливают свет на некоторые загадки в истории Николаевской русской драмы. На 374-й странице находим добрые слова и об актрисе Любимовой: «В течении многих лет совместной работы с Марией Ивановной, мне пришлось во многих пьесах быть ее партнером и это всегда доставляло творческую радость. И как режиссеру мне было легко с ней работать. Она воспринимала все с полуслова и удивительно быстро и органично вживалась в образ. Диапазон у нее был широк. Роли драматические она наполняла глубоким чувством, комедийные ее героини были полны задора, лукавства и обаяния. К ее лучшим ролям относятся: Джесси («Русский вопрос»), мадам Стессель («Порт-Артур»), Анна («Украденное счастье»), Луиза Жермон («Давным-давно»), Фелисьяна («Учитель танцев»)».
    Подтверждение словам Юрия Александровича находим в театральном архиве. В рецензии на спектакль «Порт-Артур» А.Степанова, И.Попова в газете «Радянське Поділля» от 15 августа 1954 года читаем: «Артистка М.Любимова дала гостро викривальний малюнок дружини Стесселя Віри Олексіївни. Майстерно користуючись прийомом контрасту, М.Любимова показує що за зовнішністю великосвітської дами криється огидна істота – кар’єристка і здирниця. «Командуючий у спідниці», як влучно назвав її сам Стессель, вона ненавидить народ. Їй чужа честь Росії. І артистка вдало підкреслює це всією поведінкою Віри Олексіївни – і її люб’язністю в розмовах з Сахаровим, через якого продає японцям Порт-Артур, і в її окриках на підлеглих і на чоловіка».
    В николаевской прессе Н.Красильников отмечает успех Марии Ивановны в спектакле «Камни в печени» А.Макаенка: «Колоритный образ мещанки, жены Калиберова, создала артистка М.Любимова. И игра, и костюм актрисы – все подчеркивает мещанство Калиберовой, которая не брезгует никакими грязными делишками, лишь бы создать свой маленький домашний мирок… Нужно сказать, что артистка все время сохраняет чувство меры, однако сила сатирического изобличения этого образа очень велика. Новая роль Любимовой – большая творческая удача артистки».
    Многоплановость актерского дарования Марии Любимовой всецело отразилась в ее репертуарном листе. Здесь роли лирические и характерные, драматические и комедийные. В спектакле по легендарной пьесе «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского она играла Комиссара (версия 1939 года), в «Бесприданнице» - Ларису Огудалову, в «Вишневом саде» - Дуняшу, в «Без вины виноватые» - Коринкину, Любовь Яровую в одноименном спектакле, Анну в «Украденном счастье», Джемму в «Оводе», Анну Андреевну в гоголевском «Ревизоре», Пани Дульскую в «Морали пани Дульской», Бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя». Если внимательно изучать архивные документы Николаевского русского театра, можно насчитать около 40-ка самых разнообразных ролей, сыгранных на николаевской сцене. Последнюю запись находим в программке спектакля «Почему улыбались звезды» А.Корнейчука за 1958 год – напротив роли Клеопатры Гавриловны фамилия «Любимова» исправлена на «Милич» синим фломастером…
    По сути, этот самый синий фломастер перечеркнул не просто фамилию – судьбу Марии Ивановны. После быстро прогрессировавшей болезни она ушла из жизни, оставив в одиночестве мужа - актера Эммануила Самойловича Далматова (детей у нее не было). Впрочем, стоит ли так печально завершать рассказ о талантливой актрисе? Синий фломастер не перечеркнул главного – Мария Любимова вошла в историю как человек, вдохновенный творческий труд которого лёг в основу славной исторической летописи Николаевского академического художественного русского драматического театра.

    Марина Васильева,
    руководитель литературно-драматургической части театра
    специально для «Вестника Прибужья»
    Фото из архива театра
    "Вестник Прибужья", 17.11.2016

    Глава 13-я. «Клавдия Милич. Трагическая актриса»

    Есть имена, которые знают все, кто хоть немного соприкасался с историей театральной культуры нашего города. Клавдия Милич – именно такое имя. Жена директора Николаевского областного русского драматического театра им.В.П.Чкалова, выдающаяся актриса, мать двоих детей, Клавдия Ильинична стала целой эпохой в жизни своего коллектива, во многом определив направление его развития в послевоенный период. О ней много писали в прессе. Её много и часто критиковали, указывали на минусы в работе, отмечали удачи, а, порой, и откровенные неудачи. Но взгляд на искусство всегда субъективен. И Клавдия Милич вошла в века как великолепнейшая трагическая актриса, воплотившая на сцене ряд классических образов женщин сложной и глубоко несчастливой судьбы: Лиза в «Детях солнца» Горького и Лиза в «Дворянском гнезде» Тургенева, Фантина в «Отверженных» и Тисба в «Анджело» Гюго, Анна Каренина в одноименном спектакле, Маша в «Трёх сестрах» Чехова, Катюша Маслова в «Воскресении» Толстого, Вера в «Обрыве» Гончарова, Нина в «Маскараде» Лермонтова, Негина в «Талантах и поклонниках» Островского, Анна в «Украденном счастье» Франко…
    «Ліза (артистка К.Міліч)- це зламана бурею билинка… З великим трагізмом артистка виконує сцену божевілля Лізи. Це безперечний успіх тов. Міліч, яка саме в цій ролі розгорнула на всю широчінь своє велике обдаровання», - писали в газете «Радянська Буковина» от 3 августа 1946 года Т.Фесенко и В.Явор, характеризуя работу К.Милич в спектакле «Дети солнца».
    «Високої похвали заслуговує… виконавиця провідної ролі – Катюші Маслової – артистка К.Міліч. Вона зуміла передати всю глибину трагедії нещасливої дівчини, згубленої князем Нехлюдовим», - читаем в рецензии на спектакль «Воскресение», показанный в Черновцах во время гастролей в начале 50-х.
    А что же николаевская пресса? Находим отзыв известного критика К.Федулова о работе актрисы в спектакле «Дворянское гнездо»: «Найбільший успіх театру – це чудове, до тонкощів правдиве і життєве виконання ролі Лізи артисткою К.І.Міліч. В цьому образі, завдяки багатому ліричному таланту артистки, зберігся аромат тургенєвського роману. К.І.Міліч вміє показати моральну цільність і твердість переконань своєї 19-літньої героїні». Примечательно, что на тот момент Клавдии Милич уже исполнилось 42, а К.Федулов всегда славился жесткой критикой.
    Истинно талантливый артист не может ограничивать свои творческие возможности одним единственным жанром. Трагедийной артистке Милич не чужда была и классическая комедия. Она великолепно сыграла Элизу Дулитл в «Пигмалионе» Б.Шоу, Филумену в «Филумена Мортурано» Э.де Филиппо, г-жу Ильяевичеву в «Морали пани Дульской» Г.Запольской, Живку в «Госпоже министерше» Б.Нушича. «… ещё одной подлинной жемчужиной явилась Катарина в «Укрощении строптивой»  В.Шекспира (режиссер Д.Крамской). Премьера состоялась 21 марта 1952 года. По свидетельству очевидцев, Клавдия Милич «купалась» в этой роли, была обворожительно красива, легко импровизировала», - отмечает заслуженный артист Грузии Николай Троянов в сборнике очерков «Люди, которых я встретил». Более развернутую характеристику этой сценической работы читаем в исследованиях И.Давыдовой «Театр города корабелов»: «Она играла героиню не «в лоб», не той упрямой строптивицей, которая действительно нуждается в укрощении, перевоспитании, а гордым и сильным человеком, утверждающим своё право на свободу. Роль подтвердила необычайную широту диапазона актрисы, которая в пространстве одной пьесы с одинаковым блеском играла и драму, и искрометную комедию».
    Клавдия Ильинична вместе с мужем, известным театральным деятелем Карлом Перловым, приехала в Николаевский русский театр сразу после войны, в 1945-м. Будучи опытной актрисой и деятельным от природы человеком, сразу же заявила о желании пробовать себя в режиссуре. Уже 1946-м она выступила постановщиком так называемого «Вечера одноактных пьес». Далее последовали «Женитьба Бальзаминова» Островского, «Дети солнца» Горького, «Машенька» Афиногенова, «Любовь Ани Березко» Пистоленко, «Когда цветет акация» Винникова. Как истинный наставник и педагог, Милич работала с театральной молодежью, делилась секретами мастерства, а со временем в небольших ролях на сцену театра стали выходить и ее подрастающие дети – Игорь и Светлана.
    О характере актрисы очень ярко в юмористическом ключе вспоминал Ю.Соколов – режиссер и её партнер по сценической площадке: «… должен сказать, что играть с ней было легко: вдумчивая, всегда собранная, точная в деталях она всегда была прекрасной партнершей, а вот режиссеру (а она была занята в многих моих постановках) с ней было трудно. В ней был до предела развит дух противоречия. Переспорить ее нельзя было. Доказать – тоже. Если при планировке какой-либо сцены мне нужно было, чтобы она была в центре ее, она забивалась в угол. Когда я просил ее по ходу действия сесть она доказывала, что должна стоять, а если я предлагал ей отойти от партнера на право, она обязательно отходила на лево. Убеждала, что так лучше. Я долго думал, что же сделать, чтобы избежать эти споры, не нарушать нормальный ход репетиций, не задерживать ее бесполезными пререканиями? И придумал. Когда в процессе домашней работы над постановочным планом новой пьесы, над ее мизансценами я доходил до ее сцен, то намечал все наоборот. Я знал, что на репетиции предлагая ей свой вариант, она обязательно пойдет от обратного и получится то, что мне нужно. Так оно и вышло. Я предлагаю – налево, она – направо, т.е. туда куда мне надо. Так мы и нашли с ней «общий язык».
    В Энциклопедическом словаре «Николаевцы, 1789-1999 г.г.» находим информацию о том, что заслуженная артистка Украины К.И.Милич проработала на сцене Николаевского русского театра 25 лет и за свою долгую актерскую жизнь сыграла более 180 ролей. Ах, как хотелось бы увидеть ее хотя бы в одной из них!

    Марина Васильева,
    руководитель литературно-драматургической части театра
    специально для «Вестника Прибужья»
    Фото из архива театра

    Этой главой "Вестник Прибужья" завершает цикл публикаций из истории театра

    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите