Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках
  • "Профессии: из первых уст" - сборник статей и интервью в помощь абитуриенту
  • "Королевство Диабетия" - книга из серии "Сказки для семейного чтения"

  • Библиотеки-партнеры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Разное

    Духовность - потерянное сокровище: Тайны успенского поста

    Каждый из нас когда-нибудь, хотя бы раз в жизни, ощущает потребность в беседе с Богом. Не ставшим привычным для большинства монологе (вопрошающем, просящем и лишь изредка благодарственном), но именно в диалоге. В попытке услышать Его прихожане стучат в двери храмов, надеясь найти ответы там. Стучимся и мы в поисках веры и истины…
    Храмов, благодаря верующему князю Потемкину в городе немало, чему нередко удивляются и восхищаются иностранцы. Постарались и различные конфессии,  национальные общества, привносящие в религиозность города корабелов свои нотки и оттенки.
    Еще в 1790 году возвели первую деревянную церковь, которую освятили во имя Николая. Но она разрушилась от старости в середине 19 века. Первый же собор, построенный в городе, - Адмиралтейский, заложен он был из камня, за счет городской казны. Но и его постигла подобная участь. Чем больше разрастался город, тем больше становилось храмов.
    Одним из самых ранних по времени строительства является собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1800 год), довольно популярный среди современных прихожан, если только можно так выразиться. Входя в храм, человек ощущает благоговение, трепет, наполнение души светом. Важно ли иметь духовного наставника, нужно ли это? Безусловно, ответ однозначен и в большинстве случаев неоспорим.
    И вот однажды добрый христианин и друг поведал вашей покорной слуге о существовании Храма Всех Святых, притаившемся среди заброшенных могил и деревьев старого кладбища. Старенькая церковь была заложена в 1807 году и чудом пережила немало бед за всю историю своего существования. Это одна из немногих церквей Николаева, которая никогда не закрывалась властями и не меняла своего первоначального облика. При советской власти стала средоточием религии практически всего города, здесь хранились иконы и священные писания. Здесь похоронен отец Валентин (Валентин Сеха, служивший в соборе Рождества Пресвятой Богородицы), здесь же служит и протоиерей Николай Мартынюк. Сегодня для многих священослужение стало просто работой, средством заработка. Кто-то признается в этом открыто, кто-то умалчивает, но остаются еще священники, для которых служение Богу и помощь прихожанам в поисках самих себя – не пустой звук. Люди, посвятившие себя целиком этому благородному делу.
    Казалось бы, храм, уютно примостившийся в тени многочисленных надгробий и деревьев, это и логично и дискомфортно одновременно. Однако именно могилы, датированные 1800-ыми и более ранними датами, привносят в атмосферу понимания некое чувство защищенности, естества, природной чистоты, в который раз напоминая о цикличности рождения и смерти и бесконечности этого круга. Здесь особенно ощущается душевный подъем и тленность бытия, о которой в суете дней мы порой забываем.
    В склепе церкви похоронен градостроитель и основатель николаевской верфи Фалеев, а рядом, на старом кладбище, склеп основателя Харьковского университета Каразина. Невольно чувствуешь себя причастным к созиданию, столь значимому для города. Возле храма - могилы священнослужителей 18 - 19 веков захоронения, люди часто приносят сюда цветы. А одна неприметная на вид могила, с небольшим каменным крестом, и вовсе является местом паломничества пожилых людей, просящих у святых мощей здоровья и долголетия.
    Впрочем, в основе здоровья душевного и физического лежит все-таки собственный труд и приватная беседа со Всевышним. Что мы сами делаем для очищения своей души, а значит, ее выздоровления? И, как спросил однажды один мудрый человек, прихожане мы или захожане в дом Господний? Что мы можем ответить себе на эти и многие другие вопросы, будучи честны сами с собой?...
    Особенно важно подумать об этом перед началом поста. В течение всего года в Русской Православной Церкви постятся по средам и пятницам, не считая лишь нескольких недель. Есть еще три однодневных поста: 18 января – Крещенский сочельник, 11 сентября – Усекновение головы Иоанна Предтечи, и 27 сентября – Воздвижения Креста Господня. Существует также четыре многодневных поста: Великий Пост (с 3 марта по 19 апреля), Петров пост (с 16 июня по 11 июля), рождественский пост (с 28 ноября по 6 января) и Успенский пост (с 14 по 27 августа) – самый короткий пост в году, не считая однодневных, о котором и пойдет речь.
    Первое, о чем стоит сказать, - пост – это не диета. Речь идет не только о гастрономических ограничениях, а именно о добровольном отказе себе в услужении собственным прихотям. Успенский пост наступает через месяц после Апостольского и продолжается две недели, призывая христиан к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Что касается пищи, то понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Если только этот день приходится на среду или пятницу.
    Священнослужители, просвещая паству, рассказывают: «Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста: отказ от мяса, отказ от молочного, отказ от рыбы, отказ от масла, лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.»
    Однако существует оговорка, что пост могут не соблюдать болящие и странствующие: «в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.»
    Действенность поста измеряется силой лишений и жертвы. Ведь что-нибудь вкусное можно приготовить и из ингредиентов постных блюд. Так что, «кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.»
    Как не будет поста и в том случае, если человек, соблюдая его, всем своим видом показывает окружающим, как он жалеет себя, как он мрачен в связи с лишениями. Важно помнить, что пост – это не обряд, а тайна души: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.» Святой Авва Исайя пишет по этому поводу: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего».
    Но, как мы уже упоминали, пост, заключающийся лишь в отказе от привычных вкусностей в угоду желаниям желудка и вкусовым рецепторам, есть не что иное, как обыкновенная диета. Истинный пост сопровождается и исполнением заповедей. Впрочем, для истинного христианина их соблюдение – непреложное правило в любое время. Святой исповедник Сергий Добролюбов в одной из своих статей приводит яркий пример о несоответствии поста духовного и телесного, их несогласования меж собой: «В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив в лесу человека и ограбив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня – грех: среда. Чудовищное несоответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами купцов, ставивших пудовые свечи, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надругательство над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна.»
    Вот оплот сохранения души в постоянной чистоте и порядке, соблюдение десяти заповедей, в которых меж строк заключены сотни более глубоких раздумий о своей душе:
    1.    Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
    2.    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
    3.    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
    4.    Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
    5.    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
    6.    Не убивай.
    7.    Не прелюбодействуй.
    8.    Не кради.
    9.    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
    10.    Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
    Сколько из них мы нарушаем ежедневно, а порой и ежечасно? Что делаем, чтобы исправить содеянное, искупить?... Вот и добрались мы до того важного момента очищения души перед началом поста от терзающих грехов и попросту ошибок, совершенных нами второпях. Исповедь и святое причастие. Существует семь церковных таинств: Крещение и Миропомазание, Покаяние (Исповедь), Причащение, Елеосвящение (Соборование), Таинство Брака и Священства. Исповедь - это момент встречи человека с Богом, а священник, как он сам говорит людям перед исповедью, является лишь свидетелем. Услышана Богом исповедь и прощены грехи могут быть лишь в случае искреннего раскаяния и становления на путь исправления. Не стоит и бояться священника. Ведь вы уже определились с вашим духовным наставником и полностью доверяете ему, он представляет самого Господа. Помня об этом, мы говорим как бы с Богом непосредственно, ему открываем свою душу, доверяем свои ошибки и вверяем свою судьбу, предоставив прощать или не прощать за содеянное. Поэтому мы должны быть предельно честны, не искать себе оправданий, не отбеливать себя и говорить от себя, а не «трафаретно», книжно, по чьему-то шаблону. Это ваша личная беседа с Богом.
    Подготовка к Исповеди начинается с осознания грехов. Но ни в коем случае не с составления «списка». В качестве исключения протоиерей Андрей Дудченко в своей статье приводит такую «памятку»:
    «Грехи против Господа Бога:
    - неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
    - вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
    - творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
    - обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
    Грехи против ближнего:
    - пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
    - осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);
    - блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
    - аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
    - присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
    - ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.»
    Таинство Исповеди, как правило, идет рука об руку с Таинством Причастия. Так что, и готовится к ним рекомендуется одновременно, заблаговременно. Что есть Причастие и зачем оно необходимо? Это ни что иное, как приобщение человека к Богу, к естественному и природному, вечной жизни. Речь, разумеется, идет о бессмертной душе. Происходит Таинство в церкви во время литургии (утренней службы). «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).»
    Вот как Причастие описывает протоиерей Михаил Шполянский: «Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры   (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.»
    Пусть же каждый найдет внутри себя чистоту и научиться поддерживать ее, оберегая душу от грехов и приближая ее к Богу. Храни Господи!

    Ангелина Крихели, специально для "События и комментарии"

    Всехсвтяский храм (Храм Всех Святых)
    Улица Степная, 35 (старое кладбище)
    Настоятель:
    протоиерей Анатолий Романюк
    Штатное духовенство:
    протоиерей Игорь Голуб
    протоиерей Николай Мартынюк
    иерей Степан Семенюк
    Телефон: 24-60-91

    Источники, с которыми полезно ознакомиться:
    http://bibleonline.ru/
    http://www.pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-ispovedi/
    http://azbyka.ru/project/index.shtml
    http://eparhia.mk.ua/eparhia.html
    http://eparhia.mk.ua/hramiimonastiri/71/556-11-71-556.html

    Категория: Разное | Добавил: АнгелинаКрихели (09.08.2014)
    Просмотров: 149 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите