Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках

  • Библиотеки-партнеры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Разное

    Искусство вне политики и за мир. Марина Васильева: «Театр – территория мира, любви, добра»

    Казалось бы, только закрылся занавес, завершился очередной театральный сезон, осталось приятное эстетическое послевкусие от премьер и любимых постановок, и что тут еще сказать… Но за кулисами Николаевского художественного академического русского драматического театра жизнь кипит в преддверии нового сезона и всегда есть, что сказать. Так что, за ответами на актуальные сегодня вопросы мы обратились к заведующей литературной частью, актрисой театра Марине Васильевой.
    - Сегодня, как и во все времена, наиболее актуальным вопросом в жизни любого театра является репертуар. Возможно, он был как-то откорректирован относительно происходящего в стране. Ведь театр по сути своей всегда был и остается формирующим общественное мнение... И если верить этому суждению, то что должно произойти в мире искусства на уровне нашей области, чтобы беда в лице войны славян со славянами не постучалась в наши дома?
    - Театр – территория мира, любви, добра. Мы всегда призывали и призываем к взаимопониманию, взаимоподдержке, объединению на почве духовной культуры всех народов, тем более – братских. Мы – русский театр в Украине. В репертуаре как русские, украинские, так и французские, американские, английские, испанские и т.д. авторы. Есть спектакли на русском и украинском языках. Ежегодно мы проводим международный фестиваль (театральный фестиваль международного Черноморского клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»), в котором за время существования приняли участие более 50-ти коллективов из 11 государств. Это ли не доказательство того, что миссия нашего коллектива – объединяющая? И мы популярны, у нас не бывает пустых залов, зритель любит нас, ценит. В год к нам приходит более 80 тысяч человек. Это люди, стремящиеся к диалогу с нами, к открытому разговору о наболевшем. Что касается афиши, ежегодно весной уже почти 10 лет мы запускаем театральный марафон спектаклей, посвященных военно-патриотической тематике. Это спектакли для всех категорий зрителя, но, в основном – для детей и молодежи. Патриотическому воспитанию мы придаем огромное значение. В этом году артисты не могли без слез играть, а зрители – смотреть эти спектакли. Как никогда актуально звучало:
    «И сколько их еще, наверно, будет
    Солдат, не возвратившихся с войны.
    Пою для вас, к вам обращаюсь, люди,
    Мы научиться мир беречь должны!»
    «Ты помни!..» - спектакль-призыв, спектакль-заклинание. Кроме Николаева и области он был показан в Одессе, Кировограде, Херсоне.
    К юбилею Тараса Шевченко коллектив театра создал спектакли «Дни Тараса» (режиссер – Николай Кравченко, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный деятель искусств России) и «Гайдамаки» (режиссер – артист театра Евгений Олейник). Два произведения – одна мысль, одна идея – объединяющая.
    «Доборолась Україна
    До самого краю.
    Гірше ляха свої діти
    Її розпинають …
    Обніміться ж, брати мої,
    Молю вас, благаю!»
    Умоляем со сцены словами Шевченко. Но… слышат ли нас те люди, от которых что-то в этой стране зависит? Ходят ли они в театр? Читают ли они Шевченко?
    - Над чем работал русский драматический в этом году и что еще предстоит увидеть зрителям в новом сезоне?
    - В 80-м театральном сезоне коллективом театра было создано 9 новых спектаклей.  Это комедии: трагикомедии, лирические, сатирические, музыкальные - «Фредерик, или Бульвар преступлений» Э.Э.Шмитта, «Свадебный марш» В.Азерникова, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Полоумный Журден» по М.Булгакову и «Инкогнито из...» по Н.Гоголю. Маленького зрителя мы порадовали новыми сказками - «Белоснежка и семь гномов» Л.Устинова, О.Табакова и «День рождения кота Леопольда» А.Хайта. К 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко сыграли сразу две премьеры – «Гайдамаки» и «Дни Тараса». Последняя была в активном прокате в марте-апреле, играли иногда по несколько спектаклей в день. Успех колоссальный. Постановщики избрали яркие, выразительные приемы, нашли удивительные метафоры и спектакль получился не публицистическим, а удивительно живым, трогающим душу, волнующим сознание. Одним из ярчайших событий сезона стал уже традиционный для нашего города театральный фестиваль международного Черноморского клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»). В фестивале приняли участие 22 профессиональных театральных коллектива из 5-ти стран (Украина, Россия, Беларусь, Приднестровье, Молдова). Николаевский русский театр вне конкурса показал премьерный спектакль «Свадебный марш» В.Азерникова с художественным руководителем театра Николаем Кравченко в главной роли.
    Что же касается плана постановок, коллектив театра на данный момент активно работает над двумя спектаклями одного автора. Это «Деревья умирают стоя» (режиссер – Василий Цимбал) и «Дикарь» Алехандро Касона (режиссер – артист театра Евгений Олейник). Готовятся к постановке спектакли «Дракон» Е.Шварца (режиссер – Николай Кравченко) и «Ассоль» по «Алым парусам» А.Грина (режиссер – артистка театра Сталина Лагошняк, заслуженная артистка Украины).
    Кстати, постановка спектакля «Дракон» - это также ответ на ваш вопрос о репертуаре театра во времена, обязывающие граждан государства делать тот или иной выбор.
    Готовимся к проведению 8-го театрального фестиваля международного Черноморского клуба «Homo Ludens», который будет проходить под знаком 200-летия Тараса Шевченко. Это не просто дань юбилею. В этом наша гражданская позиция – способствовать формированию национальной идеи в условиях существования и развития многонационального государства, поиск  исторических ориентиров путем изучения и постижения высокой поэзии.
    - Заняты ли вы в спектаклях, которые готовятся, в качестве актрисы? В прошлом сезоне Вы подарили нам два таких разноплановых, но очень органично созданных образа – чистая, обаятельная, непосредственная Флорела в «Учителе танцев» и злая, жестокая Королева в «Белоснежке». Должна признать, оба раза вы были неузнаваемы.
    - Спасибо. Комплимент особенно ценен, если учесть, что оба спектакля репетировались одновременно. Утром – один, вечером – другой. На одном требовалось работать жестче, на другом – мягче и легче. Было непросто, но забавно. Много шутили с коллегами по этому поводу.
    Да, сейчас репетирую роль Марты-Изабеллы в замечательной пьесе «Деревья умирают стоя». Эта пьеса – одна из моих любимых. Так случилось, что она является и одной из любимых пьес режиссера Василия Цимбала. Это просто чудо, что наш художественный руководитель дал нам возможность работать с этим материалом – глубоким, философским, таким необходимым, как мне кажется, и театру, зрителю. Я читаю очень много пьес. Многие из них хорошие. Но мало какие остаются в памяти надолго, еще меньшее количество из них заставляет задуматься, не давая покоя. Пьеса «Деревья умирают стоя», несмотря на легкость изложения, юмор – очень серьезная пьеса. Она как раз из тех, что не дают покоя.
    - Что же Вас так привлекло в ней, какая тема не давала покоя?
    - Ложь во спасение – хорошо это или плохо? Такая ложь может и спасти, и убить. Что важнее – иллюзия счастья или жизнь, полная разочарований? Моя героиня ищет ответы на эти вопросы. И, превозмогая душевные страдания, выбирает горькую правду. Я знаю, что такое, зная правду, жить иллюзией и верить в лучшее. Я знаю, как больно с этой иллюзии расставаться. Мне понятна идея пьесы, мне близка моя героиня. Впрочем, не только этим… (загадочно улыбается). Когда-нибудь, в какой-нибудь юбилей с сумасшедшей цифрой я расскажу, чем еще...
    - Что касается больших ролей – все понятно. Но как быть, если достается роль маленькая? Как вы считаете, что помогает актеру создать неповторимый образ в эпизоде так, что зритель запоминает не столько сам спектакль, сколько именно этот эпизод? И возможно ли этому научить?
    - Нет, научить нельзя. Тут должен быть либо талант постановщика, либо артиста. В идеале – обоих. Есть режиссеры, которые так простроят твой эпизод, что уже играть ничего не надо. А иногда приходится столько работать, пребывая в мучительном творческом поиске, чтобы твой эпизод стал интересным, запоминающимся!.. Впрочем, есть артисты с такой яркой харизмой, что совершенно не имеет значения, какую роль в каком спектакле они играют и кто постановщик. Они сами по себе настолько самобытны, настолько обаятельны и заразительны, что зрителю трудно их не запомнить.
    - Касаясь темы обучения в принципе, не могу удержаться от вопроса… 21 век, вместе с новыми технологиями, принес также и бум образования, которое с каждым годом становится все менее доступным рядовым жителям Украины, как собственно, и трудоустройство без «блата»… Одни считают образование неотъемлемым и необходимым, другие получают «корочки», например, психологов, и вместо решения проблемы засыпают клиента терминами, обозначающими ситуацию, однако кичатся полученным «образованием»… Третьи обладают истинными знаниями, но не имеют возможности получить высшее образование… Как часто подобные ситуации возникают в актерской среде? Какое должно быть образование у актера? И что, по-вашему, все-таки имеет решающее значение: пятилетняя усидчивость и уживчивость с коррупцией в вузах или реальные практические знания?
    - В первую очередь нужно иметь талант. Во вторую – нужно быть трудоголиком, чтобы этот талант развивать, реализовывать на практике. В третью очередь – нужно иметь ряд качеств, не всегда позитивных, чтобы ужиться в коллективе амбициозных творческих личностей. Если все это есть – найдешь работу и без блата, при условии, что в театре есть свободные актерские ставки и необходимость в артисте твоего амплуа. И наоборот – если ты бездарность, какой бы ни был блат, какие бы роли ты не получал, успеха у публики не будет. Что же касается образования, артист – представитель культурной элиты общества. Он просто обязан быть образованным. Я уже не говорю о том, что азы своей профессии не знать просто стыдно.
    - Как вы оцениваете ситуацию современных театральных подмосток (в частности, в Николаеве)? Как вы думаете, чего ожидать зрителям? Бурного развития театра, периода застоя или затухания?
    - Конечно, периода бурного развития. Время сейчас такое, неспокойное. Не откликаться просто невозможно. Время легких комедий уходит. Более актуальны будут пьесы глубоко идейные, драматические, философские, сатирические. Мы, во всяком случае, уже начали работу в этом направлении.
    - Часто в современных сериалах и постановках происходят смысловые ляпы, прописанные сценаристом и не исправленные режиссером… Может ли в таком случае актер внести свои правки, согласовать их с режиссером? И, как вы думаете, что, помимо некомпетентности, мешает сценаристам создавать продуманные, качественные сюжеты, сцены, диалоги?
    - Театр – искусство элитарное. То, о чем вы говорите – проблемы продукта массовой культуры. Впрочем, существуют пьесы-гибриды, которые можно отнести как к произведениям высокого искусства, так и к маскульту (современные комедии положений). Как правило, это пьесы «на грани». Если они написаны качественно – имеют право на постановку в уважающем себя театре, если нет – нет. В театре, по крайней мере, в нашем, бывают проблемы только с не очень удачными переводами с иностранных языков. Если фраза построена неграмотно или слишком запутана, - актер обращается к режиссеру с просьбой что-то изменить. Это нормально. Повторяю, если это перевод, а не оригинальный авторский текст.  
    - Что вы можете сказать о современной драматургии, какое место она занимает в репертуаре вашего театра?
    - Не люблю бытовых пьес. А современные драматурги, даже талантливые, как-то уж очень к нашему быту привязаны. Впрочем, вполне бытовая, но очень хорошая пьеса Валентина Азерникова «Свадебный марш» появилась в репертуаре нашего театра в этом сезоне. Постановщики нашли интересное решение, и материал «заиграл».  Периодически появляются в репертуаре пьесы одессита Александра Марданя.  Ставили у нас и Анатолия Крыма, и Сергея Решетникова, и Людмилу Разумовскую, и Владимира Жеребцова, и Надежду Птушкину, и постмодернистов Пресняковых… Я, как уже говорила выше, по роду своей деятельности читаю очень много. Есть хорошие остро написанные произведения у Николая Коляды, из молодежи ярко выделяется Ярослава Пулинович. Особенно же хочется отметить творчество киевского драматурга, пишущей под псевдонимом Неда Неждана. В ее пьесах столько метафоры, столько тайных смыслов!.. Впечатляет. Надеюсь, что ее произведения рано или поздно появятся в репертуаре нашего театра.
    - Что ж, зрители с нетерпением ждут премьер и с удовольствием пересматривают полюбившиеся постановки театра.

    Беседовала Ангелина Крихели

    Категория: Разное | Добавил: АнгелинаКрихели (14.07.2014)
    Просмотров: 362 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите