Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках

  • Библиотеки-партнеры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Разное

    Театр начинается.., или Как создается спектакль

    И снова распахивает для нас свои объятия театральное искусство: 2 октября спектаклем «Деревья умирают стоя» открылся 81 театральный сезон Николаевского академического художественного русского драматического театра. Ни для кого не секрет, что театр – мир многогранный, красочный и… волшебный. Однако волшебство происходит не только не только во время спектакля на сцене, но и за кулисами, где спектакль рождается и делает свои первые шаги на пути к зрителю. Перед премьерой мы вместе с заведующей литературной частью, актрисой Мариной Васильевой посетим мир закулисья…
    - Все знают, что театр начинается с вешалки. Согласны ли вы со Станиславским или есть альтернативный вариант?
    - Для зрителя, безусловно, театр начинается с гардероба. Но если смотреть на театр с точки зрения продукта, который он выпускает, а это спектакль, то театр начинается с пьесы, ведь пьеса – это основа будущего спектакля, а, значит, и театра в целом. В репертуаре каждого среднестатистического театра от 20 до 40 постановок, в зависимости от численности артистов в труппе. В драматических театрах труппы меньше. В театрах оперетты, музыкально-драматических театрах – больше. Чем больше труппа, тем больше возможностей, а значит - шире репертуар.
    - Кто занимается подбором драматургического материала для постановок и как формируется репертуарная афиша театра?
    - Формирует репертуарную афишу театра, прежде всего, художественный руководитель, а непосредственно поиском пьес для постановки занимается руководитель литературно-драматургической части совместно с режиссерами театра. И дело это не такое простое, как кажется на первый взгляд: мало найти хорошо написанную пьесу, острую по тематике, волнующую и ум, и сердце, с интригующим сюжетом. Важно, чтобы эта пьеса соответствовала общей эстетической направленности репертуара театра, легко расходилась на актерский состав, удовлетворяла запросы постановщиков. Ведь не секрет, что каждый режиссер работает в своем стиле, жанре. Наш художественный руководитель Николай Кравченко, например, тяготеет к глубоко философским пьесам («Лесная песня» Леси Украинки, «Дорогая Памела» Джона Патрика, «Дракон» Евгения Шварца) и к комедии, полной иронии, сарказма, парадокса («Это была не пятая, а девятая…» Альдо Николаи, «Свадебный марш» Валентина Азерникова, «Шесть блюд из одной курицы» Ганны Слуцки). Зная это, уже понимаешь, в каком направлении искать, что предлагать ему. И я, как заведующая литературно-драматургическим отделом очень горжусь тем, что пьесу для недавнего юбилея ему подыскала именно я («Свадебный марш» Азерникова).
    Над своей третьей постановкой в нашем театре трудится сейчас режиссер Василий Цимбал. Настоящая любовь, чистая, светлая, и разговор о высоких моральных идеалах – вот то, что непременно должно быть в его спектаклях, оттого его жанр – романтическая комедия, мелодрама, драма. Интересует его и сатира, но пока только в качестве проектов. То есть, я не говорю, что эти режиссеры не приемлют или не практикуют работу в других жанрах, нет. Просто вышеперечисленные жанры в их творчестве доминируют.
    - Кто предложил для постановки пьесу «Деревья умирают стоя»?
    - С этим материалом получилась довольно забавная история. Пьеса одна из моих любимых, и пару лет назад я предлагала ее для постановки в нашем театре. Николай Антонович согласился, что пьеса хороша, но в работу не взял. Тогда просто некому было ее ставить: не было режиссера, который бы ею серьезно заинтересовался. И вот в прошлом году наш новый коллега Василий Цимбал предложил для постановки те самые «Деревья…» Касона. Выясняется, что это одна из его любимейших пьес. Совпадение? Для моей творческой судьбы – просто чудо. И я безмерно благодарна и Василию Алексеевичу, и Николаю Антоновичу за данную мне возможность работать в спектакле по этой пьесе в качестве актрисы: я играю Марту-Изабеллу.
    - А что же дальше, когда пьеса уже выбрана?
    - Распределение ролей! В спектакле «Деревья умирают стоя» занято 17 человек. В главной роли – Светлана Слобожанинова и Сталина Лагошняк, обе - заслуженные артистки Украины. Также в ролях заслуженный артист Украины Анатолий Соколов, Руслан Коваль, заслуженная артистка России Виолетта Мамыкина, заслуженный артист Украины Андрей Жила, Алекс Межурецкий, Галина Губова и другие. Кстати, ровно 20 лет назад этот спектакль был в репертуаре нашего театра. Ставил его Александр Сугак. Сталина Васильевна также играла роль Бабушки. А вот Анатолий Евгеньевич играл главную мужскую роль - Маурисьо! Вот так!
    - Вернемся к нашей экскурсии. Следующий этап – репетиционный?
    - Первые репетиции у артистов – застольные. Так они называются. Нет, то, что вы подумали, происходит с теми же людьми, за тем же столом, но в день премьеры. (смеется) На застольных репетициях режиссер читает пьесу, выдает артистам роли (как правило, подписанные лично, с пожеланиями успеха). Идет сверка по ролям, артисты начинают «обживать» авторский текст, вговаривать, делать его «своим». Режиссер, предварительно раскрыв свой замысел реализации данного материала, идейно-тематическую суть постановки, помогает артистам анализировать и пьесу, и полученные роли, намечая характер персонажей, их взаимоотношения с окружающими, бесконечно отвечая на вопросы «Почему?» Почему персонаж поступил так, а не иначе? Почему так сказал? Или не сказал? И т.п.  Следующий этап репетиций – в условной декорации, в том же репетиционном зале. Пока настоящую декорацию, разработанную художником и режиссером, изготавливают в столярном и художественном цехах, ее роль выполняют всевозможные столы и стулья. Три стула - диван! Пуфик – фонтан! Этот стул – шкаф, тот – роскошное кресло! Иногда сами путаемся, где что, стулья-то почти все с виду одинаковые. (Смеется)
    - В чем заключается работа художника? И кто выступил в этом качестве в  спектакле «Деревья умирают стоя»?
    - Художник этого спектакля, как и многих других, – Надежда Темерова. И художественное оформление, и создание костюмов – ее задача. От эскизов и макетов к готовой декорации, смонтированной на сцене – так можно в двух словах сказать о ее творческом пути в рамках каждого нового спектакля. А уж сколько непринятых и непонятых вариантов, сколько напрасно исписанной бумаги, сколько нереализованных в процессе идей!.. Художник создает образное решение спектакля в декорации и костюмах. Безусловно, вместе с режиссером. Что же касается образов персонажей, актеры безучастными не остаются. Работают художники в художественном и бутафорском цехах.
    - В бутафорском цеху, как я понимаю, изготавливают реквизит?
    - Да, реквизит (различные предметы, которыми пользуется актер на сцене) изготавливают в бутафорском цеху. В последнее время наши художники-бутафоры преуспели в «выпечке» тортов: со свечами и кремовыми розами для сказки «День рождения кота Леопольда», медовик с орехами  для «Деревьев…», для «Дикаря» - бисквитный… (смеется)
    Пока изготавливают декорации, реквизит, а артисты заняты репетициями, под контролем художника начинает свою работу и пошивочный цех. Что они только ни шьют! Исторический костюм, современный, вечерний, повседневный, мужской, женский… Мастера широкого профиля!
    - Стало быть, волшебство творится сразу на всех уровнях одновременно. А кто же отвечает за музыкальную часть спектакля?
    - К спектаклю «Деревья умирают стоя» музыкальный ряд формировали заведующая музыкальной частью театра Ирина Азимова и режиссер Василий Цимбал. Монтаж происходил, как обычно, в студии звукозаписи. Ведет спектакль в качестве звукооператора Наталья Тарасова. Но уже не из студии звукозаписи, а из специальной рубки – помещения на третьем ярусе зрительного зала. Там же, рядом, находится и рубка осветительского цеха.
    - Да, тема театрального света – тема особая. На каком этапе начинается работа со светом, в чьей компетенции световое решение спектакля?
    - Когда репетиции из зала переносятся на сцену, задача художника по свету Светланы Лазоренко создать световую партитуру спектакля. Пишется компьютерная программа, настраивается световая аппаратура: расправляются и зафильтровываются фонари, двигаются башни (вертикальные фермы с расположенными на них осветительными приборами), для эффектов заряжается дым-машина, генератор мыльных пузырей… Осветители – настоящие чудотворцы. Создание атмосферы спектакля с помощью света (цвета!), тени, самых разнообразных спецэффектов, видеопроекции – их работа. Благодаря им сцена из обыкновенного помоста превращается в особенный мир, параллельный реальности… Вы когда-нибудь любовались звездным небом среди бела дня? Поверьте, глаз не оторвать! Сидишь, пьешь чай с лимоном, и – вот оно, небо, – рукой подать!.. (улыбается)
    Впрочем, я отвлеклась. На финальном этапе репетиций артисты переходят на сцену. Это – святая святых театра, поэтому о ней говорить труднее всего. Когда перед выходом очень волнуюсь, касаюсь ее рукой. Кажется, помогает. Однажды перед премьерой спектакля «Дорогая Памела» я почти потеряла голос (будучи одна на роли), уж как ей молилась, этой сцене… Спектакль «Деревья умирают стоя» вышел уже на обновленную сцену. Отремонтировать ее нам помог Центр социальных программ РУСАЛа. Мы выиграли грант в этом году и буквально за месяц постелили новое сценическое покрытие.  Как только на сцену переносятся репетиции – устанавливается декорация. Артисты пробуют репетировать в новых реалиях: приспосабливаются и к новому пространству, и к новому костюму, доставленному из пошивочного цеха, и к прическам, созданным театральными парикмахерами, и к сценическому свету. Когда все собрано воедино, проходит ряд генеральных репетиций, и готовый спектакль показывают художественному совету театра. Это своеобразный контроль качества. Если ничего не нужно дорабатывать – смело играем премьеру!
    Следующий показ премьерного спектакля «Деревья умирают стоя» состоится  уже после фестиваля «Homo Ludens» - 24 октября. Приглашаем всех почитателей театрального искусства. «Деревья умирают стоя» – тонкая, трогающая душу мелодрама, позволяющая окунуться в контрастный мир лирических переживаний и настоящих страстей. Мы не оставим вас равнодушными!

    Беседовала Ангелина Крихели,
    специально для "Вестник Прибужья"

    Категория: Разное | Добавил: АнгелинаКрихели (04.10.2014)
    Просмотров: 2012 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите