Ангелина Крихели
- писатель, член национального союза журналистов Украины, корреспондент газеты "Вестник Прибужья", Всеукраинского журнала "Имена"



Книги
Ангелины Крихели:
(издано)

  • "Найденыш" ("Щенок, который заблудился") - интерактивная сказка для детей и их родителей
  • "Как котёнок Правду искал" - интерактивная сказка на русском, украинском и английском языках

  • Библиотеки-партнеры

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интервью о профессиях

    Спасатель. Профессия с волевым мужским лицом

    Смелость и выносливость, ловкость и надежность, сила и находчивость – казалось бы, как все эти качества могут быть соединены в одном человеке?.. Могут! И это доказало знакомство «Вестника Прибужья» с николаевскими спасателями. Чтобы узнать как можно больше об этой относительно молодой профессии (В этом году Служба отметила свое 20-тилетие с момента создания в независимом и суверенном Государстве отельного ведомства – Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Ведомство, которое в последствии было реорганизовано в Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям) мы отправляемся в первую государственную пожарно-спасательную часть главного управления государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Николаевской области (ГУ ГСЧС). В подразделении побеседуем с начальником части Павлом Петровым, командиром отделения Владимиром Муленко и пресс-секретарем ГУ ГСЧС Украины в Николаевской области Ильяной Пацюк.
    Это одна из двадцати восьми частей по области. Она же номер один в Николаеве, и охраняет Центральный район города.
    Каждое городское подразделение охватывает целый район, и размещено так, чтобы успеть доехать на вызов в пределах своей территории в течение 3-5 минут – все продумано.
    Почему это так важно, наглядно объясняют цифры, предоставленные Ильяной Пацюк.
    - По состоянию на 28 октября, в области зарегистрировано 3066 пожаров (из них 51 – на объектах). Нашим подразделением спасено 106 человек (из них 4 – дети!).
    - Владимир, каково это – знать, что спасти абсолютно всех невозможно?..
    - Это очень не просто - видеть смерть. Если говорить о гибели, то чаще всего это происходит до нашего приезда. Или уже позже, в больнице – если травмы изначально были несовместимы с жизнью. Но мы всегда до последнего боремся за каждую жизнь. Прибывая на место происшествия, важно быстро оценить ситуацию, принять решение и начать действовать. Тут же поспевают «скорые», и боремся за жизни людей уже вместе с медиками, работаем в тандеме. Иногда бывают такие случаи, которые после еще долго стоят перед глазами… Не так давно вот легковая машина врезалась в зерновоз, верх «срезало» подчистую. Картина ужасная, я вам скажу. Одну из пассажирок мы извлекали уже без признаков жизни… Это эмоционально тяжело. Особенно, когда речь идет о детях, стариках, беременных. Поэтому в нашей работе не менее важна, чем другие качества, эмоциональная выносливость и устойчивость. Нельзя раскисать – впереди другие вызовы, и ты тоже должен быть максимально собран, чтобы спасти человеческие жизни, оказать людям важную и своевременную помощь.
    - Кстати о своевременности! Павел, существуют ли золотые стандарты прибытия спасателей  к месту?
    - У отделения, с момента поступления вызова в диспетчерскую, есть около минуты на сборы. И 3-5 минут для прибытия по городу. Что касается районов и реального времени, которое необходимо, чтобы доехать, здесь сложно сказать – вы же знаете, в каком состоянии в нашей области дороги. Еще один, не менее важный фактор, водители автомобилей. Не редко, не смотря на сирену, означающую срочный вызов, все равно не пропускают машину. То есть, в нашей работе есть внешний человеческий фактор и не зависящее от нас качество дорог…
    Возвращаясь непосредственно к вопросу о спасении человеческих жизней, мы снова обращаемся к прапорщику Муленко. Владимир Викторович пришел работать в часть 12 лет назад, сразу после армии. Здесь же прошел обучение, необходимое для дальнейшей работы.
    - В этом наша часть по-своему уникальна, - рассказывает изданию Павел Петров. – Весь четвертый этаж здания отведен под учебный центр, где получают знания наши «новобранцы».
    - Постойте! Но разве не нужно спасателю специальное образование, вуз?..
    - Это желательно, но вовсе не обязательно, - понимающе улыбается собеседник. – Многие приходят после школы (полные 18 лет), после армии, сделав свой выбор, решив стать спасателем. Здесь, на месте, проходят обучение, получают необходимые знания для дальнейшей работы. Причем, занятия продолжаются и позднее. Мы занимаемся самоподготовкой. Кроме того, есть курс профессиональной подготовки, где каждый раз рассматривается новая тема. Ведем конспекты, совсем как ученики. Ведь знания должны постоянно актуализироваться и пополняться, чтобы мы были во всеоружии перед лицом любой возможной катастрофы, происшествия или пожара.
    Для успешного карьерного роста, конечно, нужно высшее образование получить. В нашей стране это можно сделать в Харьковском Национальном университете гражданской защиты Украины, Львовском государственном университете безопасности жизнедеятельности или Черкасском институте пожарной безопасности имени Героев Чернобыля.
    - Ильяна, расскажите, пожалуйста, существует ли на сегодняшний день кадровый дефицит? И каких именно специалистов не хватает Николаевской области?
    - Да, некомплект есть. Требуются начальники караулов, пожарные и водители. Ведь профессия не удержит людей жаждущих стремительного карьерного роста, высокой зарплаты. Безусловно, есть определённые гарантии: стабильная, хоть и не высокая, зарплата, оплачиваемый отпуск и больничный, а так же многое другое. Но темп работы, ответственность и разноплановость  направлений, в которых нужно быть специалистом, «отсеивает» людей, которые не могут всё это совместить.
    - Правильно ли употреблять слово «спасатель» в качестве синонима к «пожарный»?
    - Да, именно пожарный. Нередко люди путают, именуя специалистов пожарниками. А ведь пожарник – это погорелец, человек, пострадавший на пожаре, а вовсе не спасатель. Что же касается синонимов, то они вполне уместны: специалиста можно называть как общим названием спасатель, так и конкретизируя – пожарный. Ведь именно на пожары выезжают наши спасатели.
    - Владимир, с какими еще ситуациями сталкиваются спасатели в своей работе?
    - Случается всякое. И люди, которые в состоянии шока рвутся спасать имущество, когда мы выводим их из здания… Так что, приходится не только пожар тушить, но и оказывать психологическую помощь погорельцам. И люди, которые пытаются покончить жизнь самоубийством. Не так давно был подобный эпизод.
    - Для таких случаев предусмотрен психолог?
    - Смотрим по ситуации, уже на месте. Тут и пожарным приходится быть, и психологом, и парамедиком – всего понемногу. Оказать человеку первую домедицинскую помощь до приезда «скорой» (этому нас также учат во время ежедневных занятий и перед поступлением на работу).
    - Так как же удалось уберечь человека от суицида?
    - Пришлось разговорить женщину. Она вышла на балкон и собралась прыгать. Нас вызвали соседи. Приехали, оценили ситуацию. Поняли, что нельзя действовать резко, без лишней суеты завел с ней разговор, она немного успокоилась. А тем временем наши ребята по лестнице стали карабкаться к ней на балкон. Аккуратно сопроводили в квартиру, провели беседу. У нее оказалась личная драма, поддержать было некому в тот момент, вот она и отчаялась на такой шаг. Но, когда мы ее спасли, поняла, что жизнь – бесценный дар. Надеюсь, больше пытаться не будет… - улыбается Владимир.
    - Вы говорили, что ситуации бывают самые разные, и не раз упоминали необходимость экстренно принимать решения. А какими еще навыками и личностными качествами должен обладать спасатель? Поделитесь, пожалуйста, из личного опыта.
    Герой публикации, ежедневно спасающий жизни людей и рискующий для этого собственной жизнью и здоровьем, вдруг стеснительно отводит глаза, отвечая на этот вопрос: спасатель – человек дела

    - Скажу так, у спасателя должно быть богатырское здоровье, физподготовка. Мы все проходим регулярно медкомиссию. Это сильные, выносливые люди. По-другому никак. Иногда вызовов нет несколько часов подряд (и слава Богу!), а иногда – один за другим. И для отдыха места нет. Поэтому мы и работаем сутки через трое. Чтобы успеть восстановить силы. Но на смене отдыхать и восстанавливаться некогда. Бывает так, что мы возвращаемся с одного вызова, а диспетчер уже бежит нам навстречу с новым адресом, и мы тут же выезжаем, чтоб не терять ни минуты.
    Еще нужно хорошо разбираться в технике. Причем, не только оборудовании, с которым работаешь непосредственно ты сам, а во всем. Никакого хаоса, четкая дисциплина. Но случается, что товарищ «выпадает», не может работать, по какой-либо причине, и нужно выполнить его часть работы…
    Смелость тоже нужна, но осторожность и предусмотрительность – не излишни.
    Из практики знаю, что нужны: решительность, быстрая реакция, ответственность, крепкая нервная система, умение распределять свое внимание и планировать действия, способность быстро переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества и доля оптимизма.
    - Чувство товарищества пригодится для уживчивости в коллективе или необходимо и непосредственно в работе?
    - И то, и другое. В моем отделении три человека, включая меня. Один из коллег пришел на работу почти сразу после меня. Мы нашли общий язык, и понимаем друг друга без слов. Обменялись взглядами - поняли, что делаем дальше, как действуем. Это очень помогает в экстренных ситуациях.
    «Володя – мировой мужик, - отзываются о нем коллеги, - Работает с душой, с коллективом ладит, и дело свое любит. А это очень важно. Без этого не получится каждый день выходить на работу и рисковать собой».
    Когда поддержка коллег обеспечена, еще одним важным фактором остается семейный тыл…

    - Дома меня понимают. Родители, конечно, волнуются, не без этого. Да и жена тоже… Родители сперва отговаривали, когда узнали о моем выборе профессии, но быстро поняли, что я принял твердое решение. А жена не отговаривала совсем, потому что мы познакомились с ней, когда я уже работал здесь. Она всегда с пониманием относилась к моей работе. И это действительно важно: со спокойным сердцем идти на работу, чтобы ничто не отвлекало непосредственно от дела.
    - Учитывая, что профессия чрезвычайно опасная, рискованная, сложная, требующая выносливости, сообразительности, быстрой реакции и практически полного отсутствия страха, не приходила ли мысль за эти годы сменить работу?
    - Да вы что! (смеется) Я люблю свою работу. Было всякое, включая даже и отравление хлором, когда по халатности сотрудники одной станции открыли баллон с хлористым веществом, а нашему отделению пришлось ликвидировать возникшую опасную ситуацию. Ощущения, скажу я вам, не из приятных. Но о том, чтобы сменить работу, нет и речи!..
    - Дети, глядя на героический пример отца, небось, тоже в спасатели метят?..
    - Сынишка маленький еще совсем, ему три года только. Но когда его привел сюда, он был в восхищении. Так что, кто его знает, куда дороги приведут. А вот дочка постарше, она уже подумывает о профессии. Говорит, что станет врачом. Тоже будет людей спасать.
    - Врачи и спасатели – работа вне времени и местности… Это скорее призвание, образ жизни даже. Приходилось не в рабочее время спасать кого-то?
    - Было дело. У соседей пожар случился. Они пока вызвали наших, я на месте сориентировался, подключил других соседей, использовали подручные средства. Это очень помогло дождаться приезда коллег без потерь. А вообще ситуации бывают самые разные, иногда даже забавные. К примеру, приезжаем мы на вызов, а старик сидит в кресле, телевизор смотрит. «Что такое?» - говорит. Оказывается, он не заметил возгорание, а соседи учуяли запах и вызвали нас.
    Казалось бы, у профессии волевое мужское лицо. Но вот, знакомясь с территорией части, мы входим в диспетчерскую, и приветливой улыбкой встречает молодая диспетчер…
    - Ильяна, работают ли спасателями в Николаевской области женщины? Или они занимают какие-то другие должности? Сколько у нас диспетчеров и сколько вызовов в среднем они принимают в сутки?
    - Преимущественно диспетчера-девушки. Работа у них ответственная, требующая специальных знаний и подготовки. Ведь от того, как точно и быстро диспетчер передаст информацию о происшествии и необходимых силах для его ликвидации может зависеть самое ценное - человеческая жизнь.
    Наиболее сложное время для диспетчера - это зима (заносы на дорогах) и масштабные чрезвычайные ситуации. На пульт связи, по линии «101» и «112» поступает просто вал звонков. Нужно всех выслушать, правильно реагировать и направить нужную помощь. После такого трудового дня девушки эмоционально истощены. Как раз посуточное дежурство дает им время отдохнуть и восстановиться.
    Также, у нас работают девушки - парамедики, фельдшера, инспектора, кадровики, старшины, программисты, специалисты в вопросах гражданской защиты населения и в прес-службе - это если говорить об аттестованном составе. Есть и сотрудники, работающие по вольному найму - бухгалтера, маляры, медсестры и деловоды.   
    Вот так сообща, плечом к плечу, работают в гарнизоне и мужчины и женщины, преследуя единые цели: «Предупредить. Спасти. Помочь.»
    Напоследок начальник части и командир отделения проводят для издания экскурсию по автопарку, демонстрируют оборудование, экипировку, необходимую для работы в различных условиях.
    С особым трепетом и любовью рассказывают они о своих боевых товарищах – пожарных автомобилях.

    - Тут у нас автомобиль связи и освещения. Он нас неоднократно выручал там, где необходимо было дополнительное освещение. К примеру, мы использовали его для спасательных работ в доме на Намыве, где несколько лет назад произошел взрыв. Здесь вот автолестница, - показывает Владимир Муленко, словно знакомит с близким другом. Еще бы, столько совместных выездов! Хотя за последние десять лет оборудование существенно обновилось, что позволяет повысить качество выполняемых задач.
    Его рассказ подхватывает и майор Петров:

    - В нашем, центральном, районе 14 домов повышенной этажности. Это дома, в которых больше десяти этажей. По городу таких – около 30-и. И тут обычной автолестницей не обойдешься. Поэтому год назад нам был передан коленчатый подъемник. С таким нам еще больше задач по плечу.
    С не меньшей гордостью демонстрируют спасатели и другое недавнее приобретение:
    - 26 сентября этого года прошла торжественная церемония передачи нового и современного пожарно-спасательного автомобиля на базе шасси МАN. Технику приобрели за счет государственного бюджета. Перед тем, как поступить в боевой расчет, техника, как полагается, прошла церемонию освящения. Машину передали именно нам не случайно. Район выезда подразделения довольно значительный, и новая техника крайне необходима части для быстрого реагирования и выполнения задач. Она соответствует современным нормам и является более быстрой и маневренной.
    Есть три типа пожарных автоцистерн по емкости: легкие (масса воды до 2 тонн), средние (от 2 до 4 тонн) и тяжелые (масса воды свыше 4 тонн). В эту красавицу входит около четырех тонн, тогда как проверенные надежные «старушки» вмещают около 2 тонн воды.
    - Работа профессионалов не может не восхищать, но хотелось бы все-таки, чтобы прибегать к их помощи приходилось как можно реже. Владимир, что необходимо знать каждому?
    - О мерах безопасности рассказывают в школах. Дружины юных пожарных помогают нам в этом, они есть в каждой школе. Также мы выезжаем в школы и коллективы с лекциями о пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности в целом. Но меня, как отца двоих детей, волнует самый главный вопрос. Поэтому скажу именно об этом. Пожалуйста, не оставляйте своих детей одних дома, без присмотра. Это самая главная мера безопасности. Дети любознательны, склонны к шалостям, им все интересно знать. А для нас нет ничего мучительнее душевно, чем выносить из пожаров малышей. Хорошо, если живых…
    Прощаясь после душевного разговора и экскурсии, по привычке пожелала отделению, дежурившему в этот день, удачи. Ребята испуганно переглянулись:
    - Нет-нет-нет, вы что! Ни в коем случае нельзя желать удачи! У нас принято жалеть сухих рукавов.
    Оказывается, не только летчики суеверны, и называют вылеты не иначе как крайние, а вовсе не последние.
    Чистить берцы на дежурстве тоже нельзя: если верить приметам, это ведет к новым вызовам. Впрочем, приметам следуют не все. Многие, улыбаясь, натирают спецобувь до блеска, веря, что чистота – залог здоровья и хорошего настроения.
    Новую форму также принято надевать уже после смены, а не перед ней. По той же причине.
    Что же, пополнив запас знаний о работе спасателя, мы прощаемся с дружным коллективом и желаем им: «Сухих рукавов!». Кто знает, вдруг примета сработает…

    Беседовала Ангелина Крихели
    Фото для статьи - Ольги Перижок, пресс-службы ГУ ГСЧС в Николаевской области
    "Вестник Прибужья", 24.11.2016

    Категория: Интервью о профессиях | Добавил: АнгелинаКрихели (23.11.2016)
    Просмотров: 114 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    К просмотру рекомендуется сайт Феерия Ирины Крихели, где Вы найдете уникальные мягкие игрушки, авторские вязаные объемные картины, эксклюзивные модели женской и детской одежды, сундуки, шкатулки и украшения из кожи, авторские вязаные архитектурные ансамбли, куклы-шаржы и многое другое! Милости просим в волшебный мир Ирины Крихели!

    Поиск

    Для перехода в социальные сети нажмите